Таинства церкви — Смысл и значение Таинства Священства.

 


Смысл и значение Таинства Священства.

 

Таинства церкви - Смысл и значение Таинства Священства

Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово (Православный катихизис). Все таинства значительны, конечно, тем не менее, всякое Таинство имеет всегда конкретное обращение к какому-нибудь человеку для его спасения. В крещении или венчании, соборовании или покаянии, каждый раз имеется в виду польза отдельного человека, благодатный дар, который необходим для его спасения. Хиротония же имеет главным образом целью не освящение данного человека для его спасения, а посвящение его для служения Церкви, для служения спасения других людей. Всякое таинство совершается Церковью, полнотой церковной, но в отличие от других таинств (кроме Литургии, которая есть таинство таинств, и есть таинство Церкви) таинство Хиротонии всегда воспринималось как особое общецерковное дело.

Св. Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», т. к. иерей, совершая Таинства, не может не преподать Благодати священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, т. е. не рукополагает других к совершению Таинств и не может других производить в сан иерея или иной сан, причастный священническому чину». Пресвитеру подчиняется диакон и церковнослужители, которые выполняют обязанности в храме только по его благословению.

Хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина. Поддерживаемый диаконами, т. е. тем чином, к которому когда-то принадлежал, — по толкованию св. Симеона Солунского, — «он доводится ими до священных врат алтаря и таким образом показывается, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их и принимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин».

Архиерей объявляет, всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве о рукополагаемом. После чего епископ читает 2 молитвы. Первая — о достоинстве; вторая — о служении — изображает образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого домостроительства (икономии), спасения людей в Церкви, совершаемого благодатью Христовой через пастыря, и указывает 5 благодатных сил, 5 действований в Священстве:

1) предстоять Жертвеннику Искупителя, отдав свою собственную жизнь как жертву;
2) проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя миру;
3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;
4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию — бескровную жертву славословия и благодарения Божия;
5) являть миру Божие отцовство, крестить водой, Духом Святым и пламенем Веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту.

После прочтения молитв Архиерей подает рукоположенному священнику одежду — епитрахиль, пояс и фелонь и вручает ему служебник (руководство для совершения священнодействия).

Епитрахиль, по видению Ин. Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник (дьяконский стихарь) означает духовную готовность и способность к Богослужению. Фелонь (риза) — одежда правды и радости (Пс.131,9,16). Целование Архимандрита и всех служителей «в рамена» выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви. В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Дух Святый и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Внешняя сторона — возложение рук архиерея на главу посвящаемого и молитвенное призывание Святаго Духа. Внутренняя — особая благодать священства. Она наделяет избранного духовной силой и властью учить, священнодействовать и управлять паствой. Ин. Златоуст: «Возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его -то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно». Гр. Нисский: «Поставляемый в Священники, по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимой некоей силою и благодатью». Хиротония совершается по соборной молитве Церкви, поэтому происходит в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединением верующих в общем молитвенном обращении к Богу.

Если говорить о символике, то можно провести такие параллели: выбор паствой (древняя традиция) есть некое сватовство, а хиротония — венчание иерея с его паствой. Эта символика подкрепляется чинопоследованиями, общими в одном и в другом Таинстве. Отсюда следуют некоторые выводы: 1) брак священника с его паствою есть нерасторжимый союз, значит в идеале невозможны перемещения священника с одного места на другое, 2) и более существенное — неизгладимость (католическая формулировка) Таинства.

Каждый момент этого священнодействия значителен и страшен: и посвящение в первые степени священства, — чтеца, иподиакона и диакона, и первое прохождения через Царские врата, как через некий огненный рубеж, и обхождение вокруг Престола, под чтение венчальных стихир, первое прикосновение к Престолу, преклонение колен и ощущение тяжелого парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея, и, вероятно, самое страшное, — слова архиерея вполголоса, сказываемые на ухо ставленнику: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства»… Облачение в белые одежды. Открыты не только царские двери, но и диаконские, в знак того, что общение с молящимися, с народом — более тесное и участие его — более непосредственное, чем в иных Таинствах. Это особенно чувствуется в многократных «аксиос» на каждую часть священного одеяния, воспеваемых и в алтаре со служащими, и клиросом, т. е. теми, кто выражает своим пением чувство народа.

Последний момент, наконец: вручение новому иерею дискоса с частицей св. Агнца и со словами: «приими залог сей, о нем же истязан имаше быти в день Страшного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа». Теперь это уже не просто мирянин… он должен, по слову Гр. Богослова, «стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать с Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горняго мира и, скажу больше, — быть Богом и творить богами».

От этого момента начинается не жизнь, а житие; не деятельность, а служение; не разговоры, а проповедь; не немощь долголетнего расслабленного, а дерзание друга Христова, «забвение задняго и простирание вперед» (Флп.3,13), царство благодати, вечности и распятия Христу.

 

 









© 2007 Hristianstvo.dljavseh.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!