Последование Святого Крещения.
В состав последования Святого Крещения входят:
— Освящение воды.
— Помазание святым елеем.
— Троекратное погружение крещаемого в воду.
— Облачение его в белую одежду.
Освящением воды начинается совершение крещения. Оно состоит из великой ектеньи, к которой, кроме обычных прошений, прилагаются моления об освящении воды и о самом крещаемом, и двух молитв, из которых в первой совершитель Таинства сам, сознавая свое смирение и недостоинство, просит Бога укрепить его для совершения великого и пренебесного Таинства, а во второй испрашивает наития Святого Духа на воду для сообщения ей, благодати избавления.
При троекратном возглашении слов молитвы: «Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы», — священник троекратно знаменует воду крестным знамением и дует на нее, символически выражая действие освящения. Освящение воды оканчивается троекратным крестообразным помазанием ее елеем, освящаемым в то же время посредством особой молитвы. Этому помазанию в самой молитве усвояется знаменование примиряющей силы, которую получает освященная для Таинства Крещения вода. Пред самым погружением священник помазывает крестообразно главные части тела крещаемого. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. По цели и внутреннему смыслу это помазание есть привитие дикой маслины (крещаемого) к плодоносной маслине (Христу) и указывает, что теперь все следы диавольского влияния на крещаемого сглажены. Оно указывает также на совершенное приготовление крещаемого к подвигам борьбы за Христа, подобно тому как борцы у древних гpeхов прежде, нежели начать состязание, натирались маслом. Подробнее знаменование помазания отдельных частей тела указывается в словах (см. Требник), произносимых при каждом помазании.
После помазания елеем совершается троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь». Это действие есть важнейшее в Таинстве Крещения, «так что при неправильном совершении его (через единократное погружение и без раздельного призывания всех Лиц Пресвятой Троицы) и самое крещение считается неправильным. По объяснению толкователей, троекратное погружение в воду имеет отношение к таинству Пресвятой Троицы (Тертуллиан, свт. Василий Великий). Сойдя во Йордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищами благодати. В этом — основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее — символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу. По словам святого Кирилла Иерусалимского, вода по освящении становится для крещаемого «гробом и матерью». Гробом потому что, войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.
В следующих за погружением обрядах наглядно выражается, с одной стороны, благодатная сила крещения, с другой — духовная радость и торжество как Церкви о приобретении нового члена, так и самого крещаемого. По выходе из крещальной купели новокрещаемый приветствуется Церковью пением 31-го псалма, в котором изображается истинное блаженство человека, которому Господь не вменит греха. Для выражения той же радости Церкви, так и новокрещаемого и духовной чистоты последнего, полученной им в Крещении, на него надевается белая одежда, которая в произносимых при этом облачении словах называется ризою правды. Тогда же на шею новокрещаемого возлагается крест в знак веры в победу Христа и во всегдашнее напоминание о новом служении и крестном последовании Господу Спасителю.
Наконец, новокрещенному дается возжженный светильник, который знаменует свет веры и славу будущей жизни и с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха. По окончании этих действий священник читает молитву, которая служит переходом к Таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещаемого, с другой — моление о даровании ему печати миропомазания) и об утверждении его в духовной и благодатной жизни.
В случае крайней нужды крещение может совершить тем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть к Церкви. Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученической смертью (например, сороковой мученик Севастийский).
|