Альчео Доссена.
Альчео Доссена.
Этот великий итальянский фальсификатор сотни скульптур от «античности» до «Возрождения» Альчео Доссена (1876 1936) стал главным действующим лицом одного из наиболее громких скандалов в художественной жизни XX века.
Доссена родился в итальянском городе Кремоне, который является родиной Страдивари и Амати известных скрипичных мастеров. В юности и сам Альчео пытался делать скрипки, но быстро понял, что это не его призвание. Чтобы заработать денег, юный Доссена пошёл в подмастерья к местному каменотесу& Это занятие никогда ему не нравилось, к тому же Альчео всегда хотелось быть знаменитым. Только к 30 годам Доссена решился бросить работу на каменоломне и поехал покорять Рим. Но начавшаяся мировая война внесла свои коррективы. Доссена призвали в армию. И покорение итальянской столицы пришлось отложить до лучших времён.
Знаменитые подделки.
Как художник Доссена ничего собой не представлял. Создавать что-то новое у него получалось не очень хорошо. Но он оказался великолепным мастером подделок. Как никто, он умел подарить своим творениям отпечаток безжалостного времени, а фактуре мраморных скульптур полную иллюзию старины.1916 год переломный в жизни Альчео Доссена. В римском кафе он познакомился с мужчиной, который оказался антикваром Фазоли. Антиквар очень заинтересовался небольшим рельефом в стиле Возрождения, сделанным Альчео. Фазоли предложил ему купить фрагмент рельефа за 100 лир.
Фазоли вместе со своим товарищем Палези сбыли подделку за 3 тыс. лир. Доссена стал настоящей находкой для антикваров. Через какое-то время мошенники снова разыскали Альчео Доссена и предложили ему сотрудничество. В дальнейшем он получал от перекупщиков ничтожные суммы, однако и за эти маленькие деньги Доссена был согласен работать, так как это было для него единственным средством к существованию. Торгующие его подделками антиквары изготовляли фальшивые сертификаты, договаривались с экспертами в области искусства, и те выдавали свидетельства о подлинности того или иного шедевра.
Участвующие в афере арт-дилеры даже выдумали историю о монастыре, разрушенном землетрясением. Раскопки на этой территории и подарили миру удивительные находки. По всей Европе и Америке в антиквариатах, частных собраниях и музеях можно было встретить скульптуры, рожденные в мастерской Доссены и прошедшие через руки Фазоли и Палези. В нью-йоркском Метрополитен-музее красовалась кора греческого мастера VI века до н. э., в Венском музее фронтонная группа из Велии, в музее Сан-Луи этрусская Диана, в музее Кливленда архаистическая Афина, а также десятки и десятки статуй, приписываемых Мино да Фьезоле, Донателло, Росселино, Верроккьо и другим гениям эпохи Возрождения.
Разоблачение.
Подделки скульптур буквально наводнили антикварный рынок. Выручка от их продажи текла рекой в руки мошенников-антикваров. Сам же мастер Доссена всё так же получал лишь мизерную часть от этого потока. Всего за несколько лет Фазоли и Палези выручили на фальшивках не менее 70 миллионов лир.
Доссена трудился, не покладая рук и не претендуя на высокую оплату своего труда. Однако так было до 1927 года. У Доссена не оказалось денег на похороны умершей жены. Он обратился к своим перекупщикам, но Фазоли и Палези денег ему не дали. И Альчео начал мстить.
Его разоблачительные интервью поместили ведущие газеты Европы. «Гений фальшивок» так называли Доссену журналисты и критики. Фотографии его подделок обошли журналы и газеты всего мира. Многие не хотели верить. Но их убедил фильм, снятый в мастерской Доссены доктором Гансом Кюрлихом. В мастерской Альчео был бассейн, заполненный темной жидкостью. За несколько недель пребывания в ней скульптуры приобретали старинный вид. Затем Доссена безжалостно бил тяжелым молотом по второстепенным частям скульптуры. Перед объективом кинокамеры скульптор невозмутимо создавал свою последнюю подделку «античную» статую богини.
Доссена же не боялся разоблачения с самого начала. Его творения выдавали за подлинники и продавали Фазоли и Палези, а сам он денег за свои шедевры практически и не получал. Так что юридической ответственности Доссена не понес&