Кафе и рестораны.
Кафе и рестораны.
Существует мнение, что хорошая кухня и шум две несовместимые вещи. Мнение, может быть, и спорное, но если вы настроены на задушевную беседу, то выберите ресторан, в котором столики расположены далеко друг от друга, где играет негромкая «живая» музыка и царит спокойная атмосфера. Собираетесь ли вы пригласить деловых партнеров на ленч, или выпить хорошего пива в кругу близких друзей, или провести романтический вечер с дамой позаботьтесь о том, чтобы заведение соответствовало вашим намерениям.
Не поленитесь позвонить в ресторан, чтобы получить представление о кухне и уровне цен. Если выбранный вами ресторан предлагает только блюда экзотической кухни, стоит предварительно поинтересоваться вкусами тех, кого вы собираетесь пригласить. Возможно, вашему гостю придутся не по душе такие гастрономические изыски, как тушеные гланды обезьяны или запеченный хвост крокодила. Очень полезно забронировать столик заранее, особенно если вы собрались отужинать в выходные. Согласитесь, будет очень обидно узнать, что в выбранном ресторане нет мест. Если вы планируете провести в ресторане банкет или званый ужин, то вам необходимо лично встретиться с метрдотелем, чтобы заранее обсудить меню, а также встречу и размещение за столом ваших гостей.
В ресторан мужчина входит первый. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е. будет делать заказ и оплачивать счет. Соответственно, если в ресторан пришли только мужчины, или только дамы, или компания, приглашенная дамой, то действует правило: первым входит тот, кто приглашал. Но если при входе посетителей встречает швейцар, мужчины должны пропустить своих спутниц вперед. В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. После этого он передает вещи гардеробщику и хранит у себя номерки. Покидая ресторан, мужчине следует действовать в обратном порядке: сначала подать пальто спутнице, а потом уже одеться самому.
При входе в зал гостей встречает старший официант или метрдотель. Он должен проводить посетителей к свободному или заказанному столику. Порядок следования таков: сотрудник ресторана, дама или гости, а затем пригласивший. Но это идеальная ситуация. Приготовьтесь к тому, что вам, возможно, предоставят самостоятельно выбирать столик. Пригласивший должен проследовать к выбранному месту, показывая дорогу даме или гостям. Помните, что очень нежелательно подсаживаться к уже занятому столу, даже если за ним сидят ваши знакомые. Если вы окажетесь в затруднении обратитесь все-таки к сотруднику ресторана.
Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит без спутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал. Мужчине следует занять место слева от спутницы, или напротив нее. Даме желательно сидеть лицом к большей части зала, но, ни в коем случае, не в проходе. Если обедают двое мужчин и одна женщина, она садится между ними. Мужчине, в обществе двух дам, полагается следовать тому же правилу.
Заказ делает хозяин столика: сначала перечисляет блюда, выбранные гостями, а завершает заказ своими пожеланиями. Считается, что дама не должна сама обращаться к официанту. Ей следует адресовать все свои вопросы и просьбы к спутнику. Впрочем, в наш эмансипированный век это требование соблюдается нестрого.
Если дама встает со своего места, присутствующие за столом мужчины тоже должны подняться. То же самое необходимо сделать, когда она возвратится. Не стоит пренебрегать этим знаком вежливости, считая его анахронизмом. Ведь галантность всегда уместна. Существует специально придуманный невербальный язык общения с ресторанным персоналом. Если Вы сложите вилку и нож вместе на тарелке, повернув их ручками вправо (как 4.25 на циферблате ваших часов), это будет означать, что вы закончили с этим блюдом, и можно унести грязную посуду. Если же вы еще не до конца насладились изысканным блюдом, но нуждаетесь в небольшой передышке оставьте приборы на тарелке в виде буквы «Х». Иначе, вернувшись к трапезе, вы рискуете обнаружить, что «все вкусное» уже унесено расторопным официантом.
Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Если вы считаете, что он уделил вам недостаточно внимания, пусть это отразится на размере чаевых. Если вас вообще не устраивает обслуживание вызовите менеджера и попросите сменить вам официанта. Вы также имеете полное право потребовать замены блюда, если его качество оставляет желать лучшего. В хорошем ресторане ваши претензии будут немедленно приняты и устранены без конфликтов и скандалов. Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Если столик заказан на двоих окончить трапезу предлагает мужчина. Только в исключительных случаях женщина, посмотрев на часы, может сказать: «К сожалению, мне пора».
Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят это невежливо по отношению к ним. Если изначально предполагается, что каждый из присутствующих платит за себя сам, проинформируйте об этом официанта, до начала трапезы, когда будете делать заказ. Тогда для каждого участника ужина будет приготовлен отдельный счет.
Деньги, кредитную или бонусную карточку (в ресторанах, где предусмотрена такая форма оплаты) нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола.
Традицией ресторанов практически во всем мире являются чаевые. Они давно стали элементом этикета, но при этом в каждой стране и даже регионе есть свои обычаи, касающиеся чаевых, которые, хотя нигде не зафиксированы документально, имеют силу закона. Нижняя граница, т. е. минимальный размер чаевых (обычно он составляет 10 % от счета), определяется правилами хорошего тона, верхняя вашей интуицией. Но кое-какие принципы оценки величины чаевых все же существуют. Везде, где услуги не включаются в счет, как хозяин, так и обслуживающий персонал рассматривают чаевые как часть заработной платы, и поэтому если вы не даете чаевых, то тем самым лишаете человека заметной доли его зарплаты.