Маленькие лгунишки.
«Мой сын солгал мне, а ведь ему всего пять лет: нормально ли это?» «Сын все время врет. Перестанет ли он врать, когда вырастет?» «Когда моя дочь обманывает меня, мне кажется, будто я делаю что-то такое, что вынуждает ее к этому». С подобными проблемами, так или иначе, сталкиваются все родители. Ложь серьезная проблема в жизни любой семьи. Вообразите, насколько неуютно мы бы себя чувствовали, никогда, не будучи уверенными, правду ли нам говорят. Все проконтролировать невозможно. Нам приходится верить на слово, по крайней мере, до той поры, пока не обнаружится ложь. Тогда мы утрачиваем доверие. А это может скверно сказаться на взаимоотношениях с близкими людьми. Каково вам, если вы сомневаетесь в правдивости каждого слова вашего ребенка (или супруга)?
«Сегодня я вернусь поздно вечером, очень много работы» («Не завел ли он (она) интрижку на службе?»). «Я уже сделал домашнее задание». («Сделал ли, или просто настало время любимой передачи?») Как же нам, будучи родителями, себя вести? Как нам сохранить доверие и поощрить правдивость, не вторгаясь сверх меры в автономный мир ребенка? Мы не намерены устраивать судилище по поводу каждого обмана, но не хочется, и поощрять обман, как бы не замечая его. Мы не желаем быть простаками, которых детям легко провести, но опасаемся стать чересчур недоверчивыми и подозрительными.
Некоторые родители неумышленно поощряют детей ко лжи собственным примером. Дети, как губки, впитывают все, что видят и слышат. К тому же, им порой нравится уличать родителей: «Разве я хуже поступил, чем вы с мамой?» «Ну, я списывал на контрольной, а вы что делали с налоговой декларацией?», «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Разве ты действительно собираешься уходить и очень торопишься?» Однако неблаговидное поведение родителей лишь одна из причин, объясняющих, почему одни дети обманывают больше, чем другие. Интеллект ребенка, особенности его личности, круг общения также играют в этом свою роль. Существует много видов лжи, как, впрочем, и правды. Причины, по которым люди это делают, простираются от стремления избежать наказания до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир.
Умолчание, например, не заслуживает большего оправдания, чем неприкрытое вранье. И то, и другое просто различные способы лжи. Какой способ избирает лжец, зависит от обстоятельств. Любой человек, ребенок ли, взрослый ли, предпочитает скрыть правду, нежели произнести ложь. Так ведь легче! Не надо обдумывать подробности и аргументировать ложное высказывание. Да и само умолчание представляется меньшим грехом. И обманутому, и обманщику более унизительными кажутся лживые слова («Ты врешь мне в лицо!»), чем умолчание. Произнести неправду пойти на шаг дальше умолчания, да и отступать в этом случае труднее. Ведь промолчавший может поклясться, что собирался покаяться и не стал бы лгать в ответ на прямой вопрос. Впрочем, так бывает и на самом деле. Жульничество еще один вид лжи, с которым дети хорошо знакомы. В школах списывание часто 22 процента учащихся начинают это делать уже в первом классе!
Из восьмиклассников каждый второй признает, что ему случалось списывать на контрольных. Когда ребенок решает списать на экзамене, или когда взрослый намерен занизить свои доходы в налоговой декларации, или изменить супругу, они обычно считают, что лишь нарушают правила, но нет это неизбежный элемент жульничества, мошенничества, неизменное качество вора, растратчика чужого имущества и т. п. Тот, кто списывает, например, скрывает реальный источник информации и выдает ее за свою собственную. Хвастовство и преувеличение еще один вид лжи, весьма характерный не только для взрослых, но и для детей.
Мотив здесь очевиден повысить свой социальный статус, выглядеть в глазах других людей более важным, привлекательным, интересным. Преувеличенный факт куда более привлекателен, чем тот, который имеет место. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды расцвеченной и приукрашенной. В выдумке же все неправда, то есть речь идет о том, чего не было на самом деле. Дети способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни.