Ювелирное дело Изделия из золота, серебра, дерева

 


Изделия из золота, серебра, дерева.

Мебель
Спрос коллекционеров на старинную мебель всколыхнул торговцев искусными плагиатами. Оградить себя от нежелательной подделки можно только при том условии, если сам коллекционер тщательно изучит все аспекты старой мебели: ее формы, декор, историю производства, материал, технику выработки. Искусство фальсификации в наши дни и использование современной техники и материалов достигли высокого уровня. Но состоят фальсификации обычно из более дешевого материала, призванного имитировать благородные сорта дерева. Так, черное дерево подменяется грушевым, яблоневым или еловым, протравленными сульфатами и хлоридом. Орех заменяется буком, ольхой или липой, протравленными анилином.

Палисандр.
Ореховым или дубовым деревом, протравленным бихроматом. Фальсификаторы владеют рядом технически совершенных методов  но в этом-то и заключаются их слабость и возможность эти трюки разгадать. К вмешательствам, которые не так сильно обесценивают мебельный образец, относятся заделка поврежденных мест, а также изменения, происшедшие в результате плохой выделки дерева или его поражения жучком. Более серьезного свойства  так называемые «реставрации» и восполнение недостающих выдвижных ящиков, дверок, ножек и цоколей. Они выдают себя тем, что при тщательном изучении заметна обработка современной строгальной машиной (непрерывные дорожки, кругообразные застружины). Также могут указывать на подделку аккуратно сработанная задняя стенка и гладкая внутренняя поверхность, слишком тонкий деревянный набор (тоньше 2 мм), новые замки, машинные винты, дополнительные проделанные листели или резные украшения, которые бросаются в глаза резкой профилировкой. Фальсификатор может сымитировать и червоточину, выстрелив в дерево дробью или употребив «свежее» дерево, которое на складе немного поели жучки. Идя путем механических повреждений, он сумеет, к примеру «уподобить» какую-нибудь мебельную вещь: из каких-нибудь старых сундуков изготовит недостающие части раритетного шкафа. Если же говорить об отличительных копиях лаковой или золоченой мебели, то в подделке будут отсутствовать деревянные гвозди, механические повреждения покажутся насильственно причиненными, политура будет отдавать жестким блеском и иметь зеленоватый оттенок. Поддельные монограммы, как выжженные, так и врезанные могут вызвать подозрение у коллекционеров тем, что находятся на броских местах. В принципе, внимательный собиратель древностей все это «прочтет» и без подсказки.

Гобелены.
Коллекционеру гобеленов не стоит особенно опасаться фальсификаторов. Потому как подделка  дело дорогое и кропотливое. Правда, на многих гобеленах отсутствует бордюр. Иногда его обрезают из-за повреждения, но иногда специально удаляют, чтобы при продаже выдать товар за экземпляр более редкой марки. Что же касается гобеленов, изготовленных на жаккардовом станке или вышитых, то даже начинающему коллекционеру их подделку определить нетрудно. Известны примеры кропотливой реставрации, произведенной, однако, посредством нестойкого материала, который через несколько лет выцветал, образуя одноцветное, заметно выделяющиеся пятно. Приобретая уже отреставрированный гобелен, коллекционер, может легко убедиться в размерах реставрации  по числу заделок и окраске. Узнают также реставрационные места как по равномерному переплетению и сшитым нитям основы, так и по свежести тона.

Ковры.
В принципе, во всем мире принято воспроизводить заново старые произведения искусства. Это касалось и ковров. Если человек, например, хотел иметь копию старого восточного ковра, то, пожалуйста, покупай. И цена не будет такой высокой, как за раритет. Но такой ситуацией нередко пользуются мошенники, выдавая ковры новой «вязки» за истинную древность. При искусной вязке восточного ковра его наполняют очень живыми красками. При подделке их приходится глушить, чтобы они казались тусклыми от возраста. Для выцвечивания ковер подвергают сильному солнечному облучению или промывают его в таких химических составах, как хлорная известь, щавелевая кислота или лимонный сок. Причем действие кислот нейтрализуют щелочными средствами, дабы совсем не загубить шерсть. Старинный вид, кроме того, придается натиранием кофейной гущей. Еще один способ  смачивают лицевую поверхность ковра спиртом, потом обжигают. В результате сгорают только кончики шерстяных нитей, и ковер принимает мягкий оттенок. Иногда ковер с двух сторон опаляют спиртовой лампой, удаляя затем пригоревшие ворсинки щеткой. Покупая на восточном базаре ковер-антиквар, помните, что перед продажей подделки часто подновляют водяными красками. При внимательном осмотре фальшивку сразу видно. Конечно, знающему толк в этом деле коллекционеру.

Светильники.
Особое внимание следует уделять на распознание современных копий античных лампадок. В особенности римских, патинировка которых столь совершенна, что их невозможно отличить от оригиналов. Тем более, каждая эпоха и столетие предпочитали определенные формы осветительных приборов. Такой пример. В XIX веке в большом количестве копировались средневековые фигурные подсвечники со служками, Самсоном на льве, змием и т. д., ровно, как и потолочные светильники из оленьих рогов с полихромными фигурами и романские алтарные подсвечники. От таких рафинированных подделок коллекционера может уберечь только основательное знание этого трудоемкого художественного ремесла. Необходимым помощником может служить специальная историческая литература.

Стекло.
Существует несколько способов подделки настоящего барочного стекла. Чтобы получить легкую прибыль, некоторые художникирезчики барочного стекла наносят на штамповку не отличимые от оригинала рисунки. При этом сами антиквары могут снабдить таких резчиков неотделанными или совсем в малой степени декорированными оригинальными стеклами. На этих барочных и создается по старым образцам новая резьба. После чего раритеты при продаже выдают за оригинальные работы XVII-ХVIII веков. Надо сказать, что и современная стекольная промышленность, учитывая спрос на старину, дублирует работы старых мастеров. Имитируется ампир в виде стекла с накладыванием эмалевых картинок. Такие подделки легко распознать по абсолютной чистоте материала и работы. И только человек, никогда не занимавшийся коллекционированием стекла, может не распознать подделок и посчитать фальшивку за оригиналы произведений первой половины XIX века.

Керамика.
Большой спрос на черепки и старинную керамику откликнулся в промышленности и у частных производителей, Правда, подражания нельзя назвать чистым обманом, потому как покупателей заведомо могли информировать, что тот или иной сосуд или кувшин сделан по технологии старины. Но некоторые продавцы сознательно продают подделки, выдавая их за оригиналы. Степени подделок могут быть разными. В некоторых случаях это маскировка заделок. Если тщательно изучить сосуд, то можно обнаружить ретушь или новую живопись, которая значительно превышает заделанную часть, скрывая порой и первоначальную роспись. В других случаях фрагменты керамики могут быть добавлены и расписаны так мастерски, что вещь выглядит хорошо сохранившейся. А чтобы поднять цену первоначально не маркированных раритетов, их снабжают мануфактурной маркой задним числом, что технически выполнимо и с трудом может быть распознано. Наиболее искусно выполнены такие «антиквары», когда они расписаны задним числом, но на настоящем древнем черепке. Вообще стоит заметить, что если речь идет о современных подделках, которые выполнены со всеми историческими поправками по стилю и технике, то отличить истинное от мнимого довольно-таки трудно.

Фарфор.
В конце XIX века многие заводы по производству фарфоровых изделий изготавливали свою продукцию по образцам столетней давности. Это не считалось подделкой, так как промышленники хотели только восполнить спрос покупателей на формы и роспись именно XVIII века. Но дельцы от антиквара с умыслом делали фальшивки, дабы подороже продать их на антикварном рынке. В этом отношении требовали особого осмотра севрские изделия. На твердый фарфор, например, фальшивофарфорщики ставили марку мягкого фарфора. В принципе, путей подделок существует неисчислимое множество. Но по большому счету надо знать, что фарфоровая масса, марка и вид декора должны соответствовать друг другу. И при покупке именно этим свойствам и качествам надо уделять самое пристальное внимание. Правда, без опыта сделать это достаточно проблематично.

Изделия из золота и серебра.
Все изделия из благородных металлов, как правило, снабжали специальным клеймом или пробой, по которым опытные коллекционеры определяют время и место происхождения предмета. Но при покупке драгоценного раритета не только начинающим собирателям, а и людям с немалым стажем рекомендуется пользоваться четырехтомным трудом Марка Розенберга «Клейма златокузнецов». Есть и десятки справочников по клеймам различных стран. Без сомнения, и до сих пор имеются исторические экземпляры драгоценных предметов с неизвестными клеймами или вовсе без них. Эти изделия в большинстве своем изготавливались подпольно или пользовались дворцовым или монастырским покровительством и не подлежали производственному контролю. Чтобы не выбрасывать деньги на ветер, опытные коллекционеры, прежде чем купить предмет из золота или серебра, тщательно его изучают как со стилевой, так и с технической стороны. Опять же, важнейшим атрибутом при установлении древности является клеймо, которое в подделках чаще всего не совпадает с подлинным. Правда, не забывайте, что мошенники тоже пользуются справочной литературой. Не раз случалось, что клейма были скопированы в точности или изделие было без них. Тогда дорогой антиквариат просто необходимо подвергнуть изучению по стилю. Стиль и форма предмета должны соответствовать декору. При этом встречаются противоречия между формой, к примеру, сосуда и его орнаментикой. В фигурном декоре бывают несоответствия в тематике. К примеру, в барокко невозможны рыцарские картинки. Внимательно изучаются и облачения фигур, пейзаж, стилистика этих сцен. После стиля подвергается изучению техника исполнения предмета. В подлинниках чеканок можно обнаружить следы молотка, а металл в крайних точках всегда отличается своей тонкостью. Древние литые изделия в нижней части обладают шероховатостями от песчаных форм, в которых их отливали. Кроме того, они спаивались из нескольких кусков, в то время как почти все подделки сделаны из одного бруска. И, наконец, изучаются временные следы износа поверхности предмета. Почти всегда в подделках отсутствует патина, и они не так смягчены и не резки как оригиналы. Но эти признаки могут распознать только люди, съевшие собаку в этом деле.

Украшения.
С давних пор для изготовления украшений использовались как благородные металлы и драгоценные камни, так и менее ценные материалы. Применялся и жемчуг, и кораллы, слоновая кость и панцирь черепахи. Надо сказать, что ювелиры отдельных стран, как и определенных эпох, предпочитали свои материалы для работы. И потому украшения, как правило, распознаются по виду материала и способу обработки. В основе современного собирания украшений из драгоценностей лежит не только чистый интерес, но и накопление гарантированного состояния. Но для нынешнего коллекционера собрать хоть мало-мальски хорошую коллекцию или пополнить ее какой-нибудь древней вещью очень трудно. Чаще всего, этому препятствуют фактическая стоимость и идеальная редкость. Да и спрос в мире значительно опережает предложение. Поэтому начинающему «новому русскому» коллекционеру желательно найти одну область ювелирного искусства, дабы открыть коллекционирование. Но хочется также напомнить, что коллекционерами не рождаются. И первоначальный интерес должен исходить от багажа знаний в том или ином направлении ювелирного искусства. А багаж этот без изучения специальных исторических книг и музейных стендов просто невозможен. Чтобы точно знать подлинность какой-либо драгоценности и соотнести ее с определенным периодом истории, необходимо перерыть горы материала по стилю, производству, техническим возможностям того времени или эпохи, а также о самих видах и формах украшений, которые использовались в то далекое время. Если вы даже обладаете приличным капиталом, чтобы начать пополнять свою коллекцию, не обманите сами себя. Дело в том, что, узнав в вас лоха, вам могут продать современную безделушку истинной стоимостью в 5001000 баксов, выдав ее за уникальнейший раритет, за который вы заплатите половину своего состояния. И будете наказаны за профанство.

Часы.
Известно, что ориентацию собирателей часов затрудняют многочисленные подделки, выдаваемые за оригиналы. Издавна известность мастеров часового дела и ценность их работ соблазняли ловкачей и мошенников (кстати, тоже неплохих мастеров) на фальсификации. А повод к подделкам дали, прежде всего, работы известного часового мастера из Германии Питера Генлейна. Дублировались и работы российского мастера Буре. Подделками считаются не только сами часы, но и их отдельные части. Истинным коллекционерам не надо говорить, что сложный часовой механизм не может не изнашиваться на протяжении столетий. Поэтому цена при покупке может быть сбавлена, если раритет дополнен новыми стрелками, шнурами, гирями, «лицом». Подделкой считается и перестройка часов. Например, были случаи, когда переделывали часы с колокольчиками на часы просто со звоном. Самым надежным средством при приобретении антикварных часов является консультация у опытного профессионала или историка.

Олово.
Какого-то одного рецепта по выявлению подделок оловянных изделий не существует. Только по мере увлечения можно приобрести знания и опыт. Очень трудно обнаружить подделку, если работали опытные мошенники. И все их усилия и затраты окупаются на аукционах, когда «раритет» приобретается в качестве очень «древнего олова». Они используют при фальсификации старые формы и предметы, в совершенстве владеют техникой старого литья. Для правдоподобности применяются древние клейма, а марки олова в подделках ничем не отличаются от истинных. Но такие подделки очень редки, потому как не каждому жулику хочется возиться с металлом для быстрого обогащения. Перед покупкой какого-нибудь очень раритетного предмета из олова даже опытный коллекционер воспользуется возможностью посоветоваться со специалистом или знатоком- историком. Более скромные подделки можно отличить и самостоятельно. Фальсификаторов в этих случаях подводят неточные знания старых техник, менее скрупулезная обработка материала, чего не могли себе позволить старые мастера. Современные подделки «страдают» перенасыщением художественности, что как раз привлекает неопытных коллекционеров. Допустим, блюда или кружки покрываются дополнительной гравировкой. Но иногда и искусные фальсификаторы ошибаются и маркируют изделие более ранней маркой или клеймом мастера, тогда как такой способ украшения или орнамент использовался в более позднее время. Только точное знание отдельных способов украшения и периода жизни наиболее известных мастеров гарантирует обнаружение такой подделки. Железо Главным врагом изделий из железа считается окисление, которое проступает на поверхности в виде ржавчины. В конечном итоге этот процесс приводит к распаду металла. Но есть и секреты сохранения железа на долгое время. Как раз знание этих способов, а также временное старение железа и позволяют настоящим коллекционерам отличить старинные вещи от современных подделок.

Медь. Бронза. Латунь.
Для отличия дубликата от оригинала, прежде всего, необходимо установить, действительно ли все компоненты господствовавшего художественного вкуса, стиля и технических возможностей соответствуют той эпохе, когда было произведено изделие. Хорошо бы проверить и все сведения о предмете. Не исключено, что для целей датировки иногда привлекается лишь один из этих компонентов, а остальные совершенно ему не противоречат. В этом случае происхождение предмета можно определить лишь условно. Теоретические знания по данному вопросу хорошо бы перепроверить, обратясь за советами к работникам музея или к соратникам по увлечению. В настоящее время существует множество мастерских, которые специализируются на подделывании предметов из металла. Поэтому особенное внимание следует уделять технике изготовления предмета, поскольку мошенники придают особое значение декору, потому как именно этот фактор привлекает внимание начинающих коллекционеров. Фальшивку можно распознать по такой уловке: чем законченнее и резче обработаны детали, тем большие они должны вызывать сомнения в подлинности. Также для придания вещам правдоподобного и временного вида используется искусственная коррозия или патина. Если предварительно внимательно изучить музейные стенды с оригиналами, то на рынке уже легко распознать топорные подделки серийного изготовления, поскольку признаки ручной обработки в виде ямочек от молотка на кованом металле обычно отсутствуют. Гальванопластические изделия, уподобляемые древней бронзе, также можно распознать без особых затруднений. При приобретении дорогих старинных предметов из металла всегда следует выяснить, у кого раньше в хранении или коллекции находилась вещь, откуда она происходит. И если вам готовы продать изделие по очень дорогой цене, то не спешите делать покупку сию же минуту. Посоветуйтесь со специалистом, который считается знатоком в этой области и располагает совершенными методами, дабы определить истинную подлинность предмета.

Оружие.
Не успокаивайте себя мыслью, что почти все раритетное оружие, продаваемое на антикварных рынках или аукционах, принадлежит тому времени, на которое указывает его форма и украшения. Специальные издания дают почти исчерпывающую информацию о подражаниях в изготовлении оружия всех видов. Известно, что отличить подлинное оружие от подделок не всегда легко и просто. Можно без труда установить возраст предмета, изготовленного в качестве подражания. При этом мастер почти никогда не уделяет особого внимания на качество изготовления и детали декора. Но очень трудно опознать подделку, которая заведомо изготовлялась с имитацией на подлинность. В таком оружии и внешний вид, и качество обработки, и техника украшения и даже старые клейма один к одному соответствуют оригиналу. Здесь только можно положиться на личный опыт и изнурительное штудирование специальной исторической литературы. И, в конце концов, только с помощью металлографической экспертизы можно поставить истинный диагноз  подделка перед вами или оригинал. И еще, функциональная пригодность предмета. Если это оригинал кремниевого ружья, то оно все равно должно выстрелить, не взирая на «истинность» украшений. Фальсификаторы же более заботятся о красоте, которая производит впечатление только на коллекционеров-лохов. Но «оригинал» должен и пульнуть. Не спешите делать вывод, что это изделие, проверенное временем. Стоит еще раз изучить правильное  по тому времени  функционирование ударного механизма.









© 2008 Bezopasnost.dljavseh.ru
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!