Бомбы.
БОМБА, вид авиационных боеприпасов, сбрасываемых с летательных аппаратов; основной вид бомбардировочных средств поражения. Подразделяются на бомбы основные, специальные и вспомогательного назначения. Авиационные бомбы основного назначения используются для поражения цели фугасным, осколочным, ударным, кумулятивным, зажигательным, химическим и ядерным действием; специального назначения — для освещения местности, постановки дымовых завес, ориентирования и сигнализации, разбрасывания агитационной литературы и др.; вспомогательного назначения — для имитации ядерного взрыва на учениях, обучения бомбометанию и др.
Впервые авиационные бомбы применены итальянцами в итало-турецкой войне 1911-12. В России первые авиационные бомбы разработаны в 1909-14. Система авиационных бомб конструктора В. В. Орановского состояла из 4 осколочных авиационных бомб массой от 8 до 80 кг и 8 фугасных авиационных бомб массой от 4 до 640 кг. В 1916 система авиационных бомб дополнена зажигательной бомбой конструкции полковника А. Яковлева. К началу 30-х гг. в СССР созданы все существовавшие в то время типы авиационных бомб основного и вспомогательного назначения (конструкторы A. B. Надашкевич, В. И. Сассапарель, Н. Л. Соловьёв, А. Ф. Турахин и др.).
В период Великой Отечественной войны создано несколько образцов новых авиационных бомб (противотанковые, осколочно-фугасные) и модернизированы довоенные. Аналогично проходила разработка авиационных бомб за рубежом. В послевоенные годы усовершенствованы конструкции авиационных бомб, повышена эффективность их поражающего действия в различных условиях боевого применения, созданы ядерные, управляемые (корректируемые), объёмно-детонирующие, шариковые и другие авиационные бомбы.
Типовая авиационная бомба состоит из корпуса, взрывателя, снаряжения и стабилизатора. Корпус, обычно овально-цилиндрической формы с конической хвостовой частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию и предохраняет её снаряжение от разрушения. В донной и головной частях корпуса (реже сбоку) имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Для подвески на бомбодержатели ЛА к корпусу приварены ушки. У авиационных бомб калибра менее 25 кг подвесные ушки отсутствуют, т. к. эти бомбы применяются в виде кассет бомбовых, связок бомбовых или из контейнеров многоразового применения.
В качестве снаряжения авиационных бомб в зависимости от их назначения используются взрывчатые вещества, пиротехнические составы, зажигательные вещества, отравляющие вещества и др. Стабилизатор обеспечивает устойчивость Авиационной бомбы на траектории после её сбрасывания с ЛА. Современные авиационные бомбы имеют перистую, перисто-цилиндрическую или коробчатую форму стабилизаторов. Для повышения устойчивости на околозвуковых скоростях к головным частям некоторых типов авиационных бомб приваривается баллистическое кольцо.
Для обеспечения безопасности ЛА при бомбометании с предельно малых и малых высот (25-500 м) авиационные бомбы часто комплектуются тормозными устройствами жёсткого или парашютного типа (т. н. штурмовые авиационные бомбы). После сбрасывания такой авиационной бомбы специальная пружина и воздушный поток раскрывают перья стабилизатора, придавая ему форму зонта, или из хвостовой части авиационной бомбы выбрасывается и раскрывается парашют.
Это увеличивает время падения авиационной бомбы и позволяет ЛА уйти на безопасное расстояние от точки взрыва. Увеличение отставания штурмовых авиационных бомб от ЛА может быть достигнуто также за счёт работы тормозного ракетного двигателя авиационной бомбы с направленными вперёд соплами. Действие авиационных бомб у цели или на траектории обеспечивается взрывателями контактного, дистанционного или неконтактного действия.